Носовихинское шоссе (Носовиха)
21 ноября 2011
Сейчас, наверное, никто уже и не помнит, что Носовихой называлась деревня, расположенная недалеко от г. Железнодорожный, которая в 1960 году стала его составной частью. Конечно, сегодня эта деревня, как и многие другие (например, Сергеевка и Алексеевка), уже давно перестала существовать, но название прочно закрепилось за близлежащей дорогой.
Когда-то давно, около 200-300 лет назад, когда окраины Москвы имели еще другие границы, на восточной стороне столицы, практически у самой границы располагалась Рогожская ямская слобода. С трех сторон ее окружали таганка, Яуза и Рогожская застава. Рогожская ямская слобода оканчивалась точно на границе города, установленной там с 1742 года и проходившей по Камер-Коллежскому земляному валу. Именно там была расположена Каменная Рогожская застава. Сейчас на этом месте, как напоминание о существовании здесь некогда слободы, остался каменный столб, надпись на котором гласит: надписью "От Москвы две версты".
Рогожская застава была так называемым перевалочным пунктом, от нее дороги уходили в трех направлениях: дорога во Владимир через село Рогожки (сегодня Ногинск), ранее известная под именем "Владимирка" (шоссе Энтузиастов), дорога в Павловский Посад через Носовиху, носившая одноименное название - "Носовиха". А третья пролегла в направлении Рязани через Люберцы и Коломну, она так и называется "Коломенка".
В 19 веке Носовихинская дорога была довольно оживленной. Рядом располагалось несколько предприятий, и работники этих предприятий строили себе дома прямо рядом с дорогой. В то время еще довольно распространено было среди населения старообрядчество. До 30-х годов 20 века в рабочем поселке действовала церковь, спроектированная архитектором А.И. Поповым еще в начале 19 века. Но затем власти стали всячески препятствовать работе церквей, здания использовались для нужд НКВД, повсеместно, в том числе и в поселке, церкви закрывали.
Затем началось масштабное строительство новой железной дороги. В 1964-1966 годах Московско-Курская дорога пересекала все три шоссе. Из Носовихи сделали товарную перегоночную станцию, построили там мастерские по ремонту вагонов, поселок был полностью перекрыт. Теперь мастерские стали новой отправной точкой дороги на Перово. Впоследствии рядом с мастерскими появилась автобаза Метростроя №3, с другой стороны которой находилась улица Старообрядческая (в память о некогда проживавших здесь староверах). После постройки проезд на Перово снова переместился. Теперь он располагался рядом с Рогожским кладбищем, а точнее рядом с его северной границей. Это кладбище, на котором хоронили староверов, появилось здесь еще в 1771 году на участке между Перовской и Коломенской дорогой, когда в регионе свирепствовала чума.
После строительства Московско-Курской дороги за этим участком закрепилось название Перовский переезд. Со второй половины 19 века на левой стороне дороги начали селиться люди, застраивая эту часть деревянными домами. Первоначально это поселение так и называлось – Носовиха. Единственным культурным центром, несмотря ни на что, оставалось Рогожское кладбище, куда приходили помолиться даже после закрытия церквей. После начала Великой Отечественной Войны в 1941 году отец Лев Лазаревич Овсянников продолжал проводить службы здесь. Его дети много трудились, благодаря чему получали ордена за трудовые заслуги. Один из его сыновей, Карп Львович, в военные годы руководил обороной Москвы.
С Перовским проездом связана одна история. В военные годы там находился завод "Москабель" (переименованный позднее во "Вторчермет"). Напротив завода стихийно образовалась свалка металлолома, ожидавшая своей очереди на переплавку на близлежащем заводе "Серп и Молот". Местные ребята, среди которых был Юра Цепков, обнаружили на этой свалке рабочий пулемет, прикрепленный к подбитому танку. Пулемет практически сразу же был ребятами пущен в дело: во время вражеских налетов им удалось сбить один из "Юнкерсов". Неизвестная огневая точка была вскоре обнаружена, а ребят, вместо благодарности, обвинили в незаконном использовании оружия и посадили. Лишь в конце войны благодаря стараниям матерей их выпустили.
В 1927 году появился завод "Химметалл", его построили на Перовском проезде, чтобы перерабатывать отходы белой жести. Уже в 30-е годы 20 века он превратился в химически завод им. М.В. Фрунзе, основной задачей которого стал выпуск продукции на основе олова. А к концу 30-х годов он уже носил название Московского экспериментального завода пластмасс.
В 20-ые годы на правой стороне проезда, недалеко от Рогожского кладбища, появился Перовский колхозный рынок. С течением времени рынок приобретал все большую популярность, а к окончанию войны стал главной барахолкой Москвы. В таком виде он просуществовал вплоть до середины 50-х годов. В это время шоссе Энтузиастов решено было реконструировать, в результате чего движение по дороге осложнилось. В 1943 году здесь появился НИИ пластмасс им. Г.С. Петрова. Сегодня этот НИИ знаменит еще и тем, что там трудился Ю.М. Лужков.
Следующая за переездом часть Носовихинского шоссе была отдана под 4-ый Кабельный проезд, который с двух сторон был зажат между заводом "Москабель" и АО "Мазут". Оканчивался 4-ый Кабельный проезд проездом Центральным (сегодня переименован в ул. Авиамоторную). Эта территория была застроена бараками, в которых проживали рабочие и строители, занятые в промышленной зоне.
Образование промышленной зоны возле Носовихинского шоссе началось еще в первое десятилетие двадцатого века. Первопроходцем в этом деле стал заводик им. П.В. Мохова на 80 рабочих мест. Завод располагался радом с прудом Ключики и Перовской дорогой и производил рессоры для всех типов экипажей. Затем была революция, но завод не прекратил свою работу, после преобразований он превратился в рессорно-механический завод им. Володарского. Революция стала губительной для другой фабрики, расположенной на этой территории, фабрики Рошфора. Она была основана еще в середине 19 века, это была одна из крупных фабрик по производству шелка в регионе.
Материалы по теме:
Вернуться на главную страницу сайта г. Железнодорожный.
Комментарии (0)